Украинский юноша с челябинскими корнями по имени Иван Дорн, играющий жизнеутверждающий танцевальный фанк и R'n'B — пожалуй, самое интересное, что произошло в русскоязычной поп-музыке за долгое время. Пожалуй, лет за 15 — хотя бы потому что других событий такого масштаба в России за это время не происходило вовсе.

На первый взгляд Дорн — ещё одна занятная музыкальная игрушка, созданная щедрой на таланты украинской стороной. Упругие танцевальные мелодии клубного фанка и R'n'B, ненапряжные, легковесные тексты о весёлом карнавале жизни - лето, танцы да любовь. Это если вслушаться — а вслушиваться не очень даже и хочется, как-то настроение его не обязывает. Но уже с первого раза творчество Дорна кажется чем-то удивительным.

В чем дело? Авторы присылаемых музыкальным журналистам пресс-релизов любят слово «нездешний». Например, «нездешний саунд». В этот эпитет они, как правило, вкладывают значение «по-западному качественный», в широком смысле - свободный от многочисленных болезней и родовых травм российской популярной музыки. И к творчеству Ивана Дорна можно было бы применить этот термин: его продакшн, осуществляемый им самим и его командой из четырёх человек, добивается по-настоящему нездешнего результата, куда-то к Фрэнку Оушену, Фарреллу Уилльямсу или Disclosure — там же и источники вдохновения.

На музыкального критика или меломана слово «нездешний» впечатления не производит, даже если саунд действительно таков. Во-первых, музыки, не похожей на местную, много. Например, иностранная. Во-вторых, даже отечественных музыкантов, ориентирующихся на западные образцы, немало, к примеру, довольно много за последние десять лет появилось инди-рокеров, делающих вид, будто они родом из самого что ни на есть Манчестера или Лос-Анджелеса, - а не из Казани. Поют они, главным образом, по-английски, так как у любителя серьёзной музыки русский язык в песнях вызывает болезненные ассоциации с резидентами «Нашего» или «Шансона». Впрочем, и английский наших исполнителей от ироничной улыбки в их адрес не избавляет, к тому же он заранее лишает артиста шанса на популярную славу и телеэфиры — так уж всё устроено.

А Иван Дорн поёт по-русски, поёт. Причем так, что это не режет ухо. В этом, пожалуй, его главный секрет: он добился того, чтобы русский текст не отдавал ни местечковостью, ни излишней, часто надуманной самобытностью или умствованиями, которые массового слушателя только отпугнут. Он хочет и может понравиться всем, и юной поклоннице Тимберлейка, и её брату, фанату Jamiroquai или дип-хауса, и их маме, любящей классическую российскую попсу. И даже, возможно, их отцу.

«Не надо стесняться» - с этим манифестом Иван Дорн вышел на массовые меломанские радары в 2012 году. Не надо стесняться петь по-русски.

Дорн сращивает мировые музыкальные тренды (пусть не самые оригинальные) с русским языком настолько изящно, что диву даёшься, ведь на великом и могучем, будем откровенны, писать песни непросто. Дорн же тексты не пишет, а составляет, в первую очередь озаботившись фонетическим совершенством, благозвучностью — по собственному признанию. Название его первого сингла «Стыцамен» вовсе не имеет значения — слово было придумано как фонетическое недоразумение. Такого, пожалуй, не было с тех пор, как окончательно оформились феномены Земфиры, «Мумий Тролля», тексты которых мало кто понимал, или когда «Ногу свело» с их «Хару мамбуру» стали популярны. То есть, с середины-конца 1990-х, после которых музыкальный процесс в России, в общем, закончился.

Для музыки Дорна придумывают новые термины, подчёркивающие его место в нашей культуре — например, «нестыдная попса» или «фейк-поп», то есть, поп, таковым не являющийся.

К 2012 году, когда появился «Стыцамен», казалось, что музыкальная индустрия России переделена раз и навсегда: тут попса старая, тут попса новая, тут рок, тут шансон, тут хип-хоп, а тут андеграунд, все слушают, что хотят, и вместе им не сойтись. Гастроли с корпоративами были отдельно, теле- и радиоэфиры - отдельно, а «у критика — своё корытико». Такое положение всех устраивало, каждый мог спокойно жить в своём углу, практически не пересекаясь с жителями других углов. Это было обусловлено внутренними причинами, а потом и «великий уравнитель» Интернет вообще повсеместно снял понятие мейнстрима с повестки дня. Дорн сумел создать музыку для всех, да ещё и заработать на своей сетевой популярности — случай для России практически уникальный.

«Я хочу оставить после себя заметный след. Я хочу стать стадионным артистом. Из-за музыкального разнообразия сейчас их почти не существует. Раньше аудитория могла делиться на фанов Фредди Меркьюри и Майкла Джексона, теперь известных музыкантов стало больше. Виной этому интернет: ты можешь слушать кого угодно, поэтому времена крупных стадионных артистов прошли. И тут, блин, выскакиваю я со своими нереальными амбициями. Одному артисту объединить разные стили и разные вкусы очень сложно, но я этого очень хочу». - Иван Дорн, «Афиша».

У Дорна были все шансы стать любимцем нескольких сотен фанаток и резидентом какого-нибудь инди-лейбла. Вместо этого его номинировали на премию Муз-ТВ в 2012 году в категории «Прорыв года». Событие куда как парадоксальное: что в контекст "Муз-ТВ" Иван Дорн вовсе не вписывается, а прорывом в том году его появление действительно стало. Дебютный альбом с дурацким названием Co'N'Dorn гарантировал ему популярность на настоящих, а не виртуальных площадках.

Сам альбом лидировал в хит-парадах российских интернет-магазинов. Вдвойне радостно, что за два минувших с его выхода года Дорн из дебютанта вырос в настоящего, матёрого артиста, успешно продолжающего свои эксперименты по скрещиванию мировых тенденций с местными вкусами. Успех песен «Невоспитанный», «Спортивная» и «Она прониклась мной» и других хитов Дорна, вышедших с тех пор, удивительным образом доказывает, что российский массовый слушатель вовсе не обязательно должен испугаться чего-то нового или непривычного.

Но главное в феномене Ивана Дорна даже не музыка, тем более, что в мировом масштабе украинец не такая уж величина. Но, в конце концов, разговоры о кризисе идей в музиндустрии давно стали общим местом. Дорн — обаятельный, душевный, какой-то очень доступный при всей своей необязательности и птичьем языке, на котором он поёт. Он, безусловно — харизматик и умник, в конечном итоге — личность. А значит, хорошее лекарство от другого, возможно, куда более серьёзного кризиса шоу-бизнеса — кризиса героев. Жаль, что он такой пока один, остальные, видимо, стесняются.